Как передать в налоговую первичные документы к НДС
В Контур-Экстерн для декларации по НДС появилась возможность передать в налоговую первичные (подтверждающие) документы. Например, отправить документы, подтверждающие ставку НДС, сведения о возмещении НДС и т. д.
Данная возможность не влечет за собой никаких новых обязанностей по предоставлению первичных документов для налогоплательщиков. Если необходимости предоставлять первичные документы вместе с декларацией нет, то данным функционалом можно не пользоваться.
В дальнейшем возможность отправлять опись с приложенными первичными документами появится у всех деклараций.
Отправка первичных документов к НДС
- На главной странице системы Контур-Экстерн следует перейти в раздел ФНС и выбрать пункт Отправленные отчеты (см. рис. 1).
Рис. 1. Переход к списку отправленных отчетов
- Откроется список отправленных в ФНС отчетов. Следует кликнуть по нужному отчету НДС (см. рис. 2). Возможность отправить первичные документы к НДС появляется после того, как статус декларации меняется на «Доставлен».
Рис. 2. Выбор нужной декларации
- Нажать кнопку Подготовить документы под отправленным отчетом (см. рис. 3).
Рис. 3. Переход к подготовке документов
- В следующем окне следует выбрать, каким способом будут добавлены документы. Добавить готовые файлы можно, нажав на ссылку Загрузить файлы с компьютера (также можно перетащить нужные файлы в появившееся поле) (см. рис. 2). Если для обмена документами между контрагентами используется Диадок, то в появившемся окне можно нажать ссылку Выбрать документы в Диадоке.
Рис. 4. Страница выбора способа загрузки документов
- После нажатия на ссылку Загрузить документы следует выбрать файлы для загрузки и нажать Открыть (см. рис. 5). В опись можно добавить документы в виде скан-копий (файлы с расширением jpg, tif, pdf и др.), а также документы в виде xml-файлов (файлы с расширением xml). Согласно формату, файлы скан-копий должны отправляться в формате jpg или tif. При загрузке в систему файлов других форматов (например, pdf, doc, rtf, xls, docx, xslx, txt. и др.), они автоматически преобразуются в файлы с расширением jpg. Добавить недостающие файлы можно и на следующем шаге.
Рис. 5. Выбор документов для загрузкиСогласно формату описи, утвержденному приказом от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/465@ (в ред. Приказа ФНС России от 31.08.2012 N ММВ-7-6/587@), в описи можно передать следующие виды документов:
- В виде скан-образов:
- 0924 — Счет-фактура
- 1665 — Товарно-транспортная накладная
- 2181 — Акт приемки-сдачи работ (услуг)
- 2215 — Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация
- 2216 — Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации
- 2330 — Спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости)
- 2234 — Товарная накладная (ТОРГ-12)
- 2745 — Дополнение к договору
- 2766 — Договор (соглашение, контракт)
- 2772 — корректировочный счет-фактура
- В виде xml-файла:
- 0924 — Счет-фактура,
- 0925 — Книга покупок,
- 0926 — Книга продаж,
- 1004 — Журнал полученных и выставленных счетов-фактур,
- 2181 — Акт приемки-сдачи работ (услуг),
- 2232 — Дополнительный лист Книги покупок,
- 2233 — Дополнительный лист Книги продаж,
- 2234 — Товарная накладная (ТОРГ-12),
- 2772 — корректировочный счет-фактура
- Если напротив документа появится статус Требуется дозаполнить, то следует кликнуть по названию загруженного файла и приступить к редактированию.
- Если напротив документа появится статус Готов к отправке, то редактировать документ не требуется.
Рис. 6. Загруженные файлы
- При необходимости можно добавить недостающие документы с помощью кнопки Загрузить с компьютера.
- Чтобы удалить лишние файлы, следует навести мышкой на строку с ненужным документом и нажать на значок корзины справа в строке.
- Редактирование документов в виде скан-образов.
- В окне редактирования следует выбрать вид загруженного документа. В зависимости от выбранного вида, появятся поля, которые следует заполнить. Обязательные для заполнения пункты будут подсвечены розовым цветом (см. рис. 7).
Рис. 7. Внесение данных о загруженной скан-копии

И наоборот, лишние страницы следует выделить в новый документ, нажав кнопку

После заполнения всех пунктов следует нажать кнопку Сохранить и перейти к следующему (если редактируется последний документ в списке, то кнопка будет называться Сохранить и закрыть) (см. рис. 7).
Документы в виде xml-файлов
В отличие от скан-копий документы в виде xml-файлов не требуют редактирования.Вместе с xml-файлами счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры, акта приемки-сдачи работ (услуг), а также товарной накладной (ТОРГ-12), должны передаваться и файлы подписи sgn. Xml-файлы и соответствующие им файлы подписи sgn следует выгружать из той программы, в которой ведется электронный документооборот с контрагентами (например Диадок).
Остальные документы, которые можно передавать в описи в виде xml-файлов (книга покупок, книга продаж, журнал полученных и выставленных счетов-фактур, дополнительный лист Книги покупок, дополнительный лист Книги продаж), передаются без файлов подписи.
Например, чтобы передать товарную накладную в виде xml, следует добавить 4 файла — два из них должны иметь расширение xml (титул продавца и титул покупателя) и соответствующие им два файла подписи с расширением sgn.
Если в xml-файле будут обнаружены ошибки (например, «Не загружен титул покупателя», «Подпись к титулу покупателя не загружена» - см. рис. 8), то следует загрузить недостающие документы. Также можно удалить такой документ и выгрузить его повторно из программы, в которой он формировался. После этого повторить загрузку в Контур-Экстерн.

Рис. 8. Хml-файл с ошибками
7. Как только все необходимые документы будут отредактированы, следует перейти к списку и нажать кнопку Перейти к отправке (см. рис. 9).

Кнопка будет неактивна до тех пор, пока напротив каждого загруженного документа не появится статусГотов к отправке.
Откроется окно с результатами проверки, в котором следует нажать кнопку Далее (см. рис. 10).
Кнопка Далее не появляется, если в форме или сообщении о представительстве обнаружены ошибки. В этом случае следует исправить найденные ошибки и повторить отправку.

Если опись подписывается сертификатом уполномоченного представителя, то совместно с ней в налоговую передается сообщение о представительстве (СоП) (меню Настройки / Сообщение о представительстве).
Если форма подписывается сертификатом законного представителя (руководителя), то сообщение о представительстве не передается.
9. В следующем окне необходимо нажать на кнопку Подписать и отправить.
10. Опись отправлена. Список переданных в описи документов и статус их обработки в ИФНС будет содержаться под отправленным в налоговую отчетом по НДС (см. рис. 11).

Рис. 11. Документы, переданные в ИФНС в ответ на требование
Статусы обработки первичных документов, отправленных к декларации:
- Отправлен — документы отправлены в налоговый орган. Дата отправки подтверждена. В системе будет отображаться дата и время отправки описи.
- Доставлен — документы доставлены в налоговый орган, поступило Извещение о получении;
- Принят — документы приняты налоговым органом, поступила Квитанция о приеме. В системе будет отображаться дата и время получения квитанции из ИФНС.
- Отклонен — документы не приняты налоговым органом, поступило Уведомление об отказе. В системе будет отображаться дата и время получения уведомления из ИФНС.